Тестирование первоклассников

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение города Новосибирска "Средняя общеобразовательная школа № 61 им. Н.М. Иванова"

 

Тестирование первоклассников

 

 

ТЕСТИРОВАНИЕ ПРИ ПОСТУПЛЕНИИ В 1-Й КЛАСС

 

Поступление в первый класс - это дело особо ответственное. Требования к подготовке детей возросли. Во многих образовательных учреждениях введено собеседование или психологическое тестирование.

Родители все чаще сталкиваются с тем, что собеседования перерастают в настоящие экзамены, и поступление не только в гимназии и лицеи, но и в обычные школы (!) осуществляется на конкурсной основе.

 Означает ли это, что для малышей, не получивших специальную подготовку, шансы на зачисление в первый класс приближаются к нулю? Строго говоря — нет, ведь согласно постановлениям Министерства образования и науки, всех детей, достигших школьного возраста, принимают в первый класс общеобразовательного учреждения независимо от их уровня подготовки.

Обязательное условие для зачисления в первый класс — достижение ребенком возраста не менее 6,5 лет к началу учебного года. Только отсутствие свободных мест иногда служит поводом для отказа в приеме детей, не проживающих в ближайшем микрорайоне. Никто также не вправе требовать от будущего первоклассника умения читать и писать — все тесты и задания проверяют лишь интеллектуальное развитие малыша. 

 

Основной задачей тестирования должно быть знакомство педагогов с поступающими в школу детьми и возможность корректировки программы обучения в зависимости от уровня их общего развития. Таким образом, результаты любых собеседований, проводимых с ребенком, имеют только рекомендательный характер, в противном случае это считают нарушением действующего законодательства.

Однако пренебрегать подготовкой к школе все же не стоит. Составив, после собеседования первое впечатление о ребенке, педагог не скоро его изменит. Данный процесс в каждом случае индивидуален и зависит от способностей и характера конкретного ребенка, а также внешних условий (особенностей воспитания в семье, «опыта», приобретенного в детском дошкольном учреждении и т.д.).

 Родителям надо ориентироваться приблизительно на два-три месяца регулярных занятий на развитие логики, мышления и памяти. Подобная тренировка в любом случае окажется весьма полезной и обязательно пригодится будущему первокласснику. Любящие родители и сами великолепно подготовят ребенка к приемному тестированию в 1-й класс, причем в школу любого уровня.

На собеседованиях обычно проверяют следующие аспекты: восприятие, память, внимание и концентрация, мышление, моторика, речь. Задают также вопросы по темам «Окружающий мир», «Город», «Распорядок дня». В тесты включают и несложные арифметические задачки.

 

КАК УЗНАТЬ, ГОТОВ ЛИ РЕБЕНОК К ШКОЛЕ


Как узнать самостоятельно, без помощи специалиста, готов ли ребенок к школе? Какие тесты и методики обычно используются психологами, приемной комиссией при поступлении в школу?
Родители могут оценить уровень “зрелости” и готовности ребенка к школе, к поступлению в первый класс, с помощью наблюдения и ответов на вопросы.
Методику разработала психолог Джеральдина Чейни, эта методика наглядна, просто и эффективна .

ОЦЕНКА РАЗВИТИЯ ПОЗНАНИЯ

1.       Владеет ли ребенок основными понятиями (например: правый/левый, большой/маленький, верх/низ, в/из и т.д.) ?

2.       Умеет ли ребенок классифицировать, например: назвать вещи, которые могут катиться; назвать одним словом группу предметов (стул, стол, шкаф, кровать – мебель)?

3.       Может ли малыш угадать концовку незамысловатой истории?

4.       Может ли ребенок удержать в памяти и выполнить как минимум 3 указания (надень носки, сходи в ванну, там умойся, после этого принеси мне полотенце)?

5.       Может ли ребенок назвать большинство заглавных и строчных букв алфавита?

 

ОЦЕНКА БАЗОВОГО ОПЫТА

6.       Приходилось ли ребенку сопровождать взрослых на почту, в магазин, в сберкассу?

7.       Был ли малыш в библиотеке?

8.       Бывал ли ребенок в деревне, в зоопарке, в музее?

9.       Была ли у Вас возможность регулярно читать малышу, рассказывать ему истории?

10.    Проявляет ли ребенок повышенный интерес к чему-либо. Есть ли у него хобби?

ОЦЕНКА ЯЗЫКОВОГО РАЗВИТИЯ

11.    Может ли ребенок назвать и обозначить основные окружающие его предметы?

12.    Легко ли ему отвечать на вопросы взрослых?

13.    Может ли ребенок объяснить, для чего служат различные вещи, например, пылесос, щетка, холодильник?

14.    Может ли ребенок объяснить, где расположены предметы: на столе, под стулом и т.д.?

15.    В состоянии ли малыш рассказать историю, описать какой-нибудь прошедший с ним случай?

16.    Четко ли ребенок выговаривает слова?

17.    Правильна ли его речь с точки зрения грамматики?

18.    Способен ли ребенок участвовать в общем разговоре, разыграть какую-либо ситуацию, участвовать в домашнем спектакле?

 

ОЦЕНКА УРОВНЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ

19.    Выглядит ли ребенок веселым дома и среди сверстников?

20.    Сформировался ли у ребенка образ себя как человека, который многое может?

21.    Легко ли малышу “переключиться” при изменениях в распорядке дня, перейти к новой деятельности?

22.    Способен ли ребенок играть, заниматься самостоятельно, соревноваться в выполнении задания с другими детьми?

 

ОЦЕНКА УМЕНИЯ ОБЩАТЬСЯ

23.    Включается ли ребенок в игру других детей, делится ли с ними?

24.    Соблюдает ли он очередность, когда этого требует ситуация?

25.    Способен ли ребенок слушать других, не перебивая?

 

ОЦЕНКА ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

26.    Хорошо ли ребенок слышит?

27.    Хорошо ли он видит?

28.    Способен ли он посидеть спокойно в течение некоторого времени?

29.    Развита ли у него координация моторных навыков (может ли он играть в мяч, прыгать, спускаться и подниматься по лестнице без помощи взрослого, не держась за перила и др.)

30.    Выглядит ли ребенок бодрым и увлеченным?

31.    Выглядит ли он здоровым, сытым, отдохнувшим (основную часть дня)?

 

ЗРИТЕЛЬНОЕ РАЗЛИЧЕНИЕ

32.    Может ли ребенок идентифицировать схожие и несхожие формы (найди картинку, непохожую на остальные)?

33.    Может ли ребенок различать буквы и короткие слова ( кот/год, б/п…)?

 

ЗРИТЕЛЬНАЯ ПАМЯТЬ

34.    Может ли ребенок заметить отсутствие картинки, если ему сначала показать серию из 3х картинок, а затем одну убрать?

35.    Знает ли ребенок свое имя и названия предметов, встречающихся в его повседневной жизни?

 

ЗРИТЕЛЬНОЕ ВОСПРИЯТИЕ

36.    Способен ли ребенок разложить по порядку серию картинок?

37.    Понимает ли он, что читают слева направо?

38.    Может ли самостоятельно, без посторонней помощи сложить головоломку из 15 элементов?

39.    Может ли интерпретировать картинку, составить небольшой рассказ по ней.

 

УРОВЕНЬ СЛУХОВЫХ СПОСОБНОСТЕЙ

40.    Может ли ребенок рифмовать слова?

41.    Различает ли слова, начинающиеся на разные звуки, например, лес/вес?

42.    Может ли повторить за взрослым несколько слов или цифр?

43.    Способен ли ребенок пересказать историю, сохранив основную мысль и последовательность действий?

 

ОЦЕНКА ОТНОШЕНИЯ К КНИГАМ

44.    Возникает ли у ребенка желание посмотреть книги самостоятельно?

45.    Внимательно ли и с удовольствием ли он слушает, когда ему читают вслух?

46.    Задает ли вопросы о словах, об их значении?

 

После того, как Вы ответили на приведенные выше вопросы, проанализировали результаты, можно провести ряд тестов, используемых детскими психологами при поступлении в школу.

 

Степень психосоциальной зрелости (кругозор)


Ребенок должен уверенно ответить на следующие вопросы:

 

1.       Назови свою фамилию, имя, отчество.

2.       Назови фамилию, имя, отчество папы, мамы.

3.       Ты девочка или мальчик? Кем ты будешь, когда вырастешь – тетей или дядей?

4.       У тебя есть брат, сестра? Кто старше?

5.       Сколько тебе лет? А сколько будет через год? Через два года?

6.       Сейчас утро или вечер (день или утро)?

7.       Когда ты завтракаешь – вечером или утром? Когда ты обедаешь – утром или днем?

8.       Что бывает раньше – обед или ужин?

9.       Где ты живешь? Назови свой домашний адрес.

10.    Кем работает твой папа, твоя мама?

11.    Ты любишь рисовать? Какого цвета эта лента (платье, карандаш)

12.    Какое сейчас время года – зима, весна, лето или осень? Почему ты так считаешь?

13.    Когда можно кататься на санках – зимой или летом?

14.    Почему снег бывает зимой, а не летом?

15.    Что делает почтальон, врач, учитель?

16.    Зачем в школе нужна парта, звонок?

17.    Ты хочешь пойти в школу?

18.    Покажи свой правый глаз, левое ухо. Для чего нужны глаза, уши, нос?

19.    Каких животных ты знаешь?

20.    Каких птиц ты знаешь?

21.    Кто больше – корова или коза? Птица или пчела? У кого больше лап: у петуха или у собаки?

22.    Что больше: 8 или 5; 7 или 3? Посчитай от трех до шести, от девяти до двух.

23.    Что нужно сделать, если нечаянно сломаешь чужую вещь?

 

ПОМНИТЕ:  ВАШ РЕБЁНОК — САМЫЙ ЛУЧШИЙ!

Дата последнего обновления страницы 29.09.2020
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»
Версия для слабовидящих
Размер шрифта Шрифт Межсимвольный интервал Межстрочный интервал Цветовая схема Изображения